Многие скажут- для чего это нужно? В первую очередь- защитить право потребителя на приобретение качественного товара, ведь все мы являемся потребителями товаров и услуг и, заходя в магазин за покупкой, надеемся, что он будет качественным. К сожалению, так бывает не всегда. Причём всё зависит от того, что именно мы приобретаем. Если мы покупаем бытовую технику или мобильный телефон, то нам должны выдать гарантийный чек на неё, а это уже гарантия того, что товар нам какое-то время послужит. А вот что делать с продуктами питания? Казалось бы всё очень просто, но не тут - то было. Осуществление общественного контроля выявило, что нарушений продавцы допускают очень много. Отчего это происходит? От незнания или халатного отношения к делу? Как бы то ни было, но основными нарушениями являются: 1. Неверное оформление ценников, зачастую они приколоты канцелярскими гвоздиками. Мало кто обращает на это внимание, но, к примеру, прокалывание колбасы такими гвоздиками ведёт к нарушению целостности вакуумной упаковки, а следовательно и уменьшению срока годности. 2. Отсутствие информации на товаре грозит тем, что вы покупаете "кота в мешке"(чаще всего относится к фасованной продукции). Это означает, что нет наименования и состава продукта, даты производства и срока годности. 3. Нарушение условий хранения. В данном случае это: - хранение солёной, копчёной или вяленой рыбы непосредственно на прилавке, а не в холодильнике; - сгущённое молоко и майонез стоят на витрине (в некоторых случаях допускается, но срок годности намного уменьшается); -кремовые изделия находятся не в холодильной камере; 4. Нахождение в продаже товара с истекшим сроком годности, либо с неизвестной датой изготовления. Это самое грубое нарушение, ведь за него можно поплатиться своим здоровьем. РОО СПЗПП "Правозащитник" настоятельно рекомендует ОБРАЩАТЬ ВНИМАНИЕ НА ДАТУ ИЗГОТОВЛЕНИЯ И СРОК ГОДНОСТИ, потому как на прилавке может оказаться всё, что угодно (это чётко видно из видео). К тому же, нужно отметить, что это далеко не все нарушения, встречающиеся представителям организации в различных торговых точках (напомню, я перечислила лишь часто встречающиеся). В итоге напрашивается вопрос: "Что делать с теми хозяйствующими субъектами, которые позволяют себе торговать таким товаром? Ведь всё, что находится на прилавке- находится в продаже!". И, уважаемые предприниматели, вы уж извините, но отговорки "если дата просрочена- мы не продаём", "вы не имеете права находиться в магазине" и т.д. и т.п.- здесь не уместны. Понятно, что не все знают об Областной долгосрочной целевой программе «Защита прав потребителей в Ростовской области», но Закон «О защите прав потребителей» находится, практически, в каждой торговой точке («Правозащитник» работает на основании 45-й и 46-й статьи данного закона). В связи с этим, юристы «Правозащитника», во избежание подобных ситуаций, дают разъяснения по поводу правомерности действий представителей организации: «В соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Данные организации могут оказывать помощь в том случае, если потребителю необходима консультация юриста, защита в суде или независимая экспертиза. Важное направление их деятельности- информационное. Общества выпускают свои газеты, журналы, через радио, телевидение и компьютерные сети разъясняют потребителям их права. Общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления своих уставных целей имеют следующие права: -Осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей; -Информировать органы местного самоуправления о выявленных нарушениях; -Участвовать по просьбе потребителей в проведении экспертиз по фактам нарушения прав потребителей; -Вносить в органы прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти материалы о привлечении к ответственности лиц, нарушивших права потребителей; -Обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов как отдельных потребителей, так и группы потребителей, неопределённого круга. Именно для защиты прав потребителей неопределённого круга лиц (любого из нас) и было сделано это видео, а материал направлен в суд. В результате, суд принял решение в пользу "Правозащитника". Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что общественные объединения имеют весьма широкие существенные и действенные полномочия, но они вправе осуществлять именно общественный контроль (не путать с проверками прокуратуры и Роспотребнадзора, где необходимо направление на конкретную торговую точку). Поэтому, господа предприниматели, соблюдайте "Правила продажи отдельных видов товаров" и Закон "О защите прав потребителей" , тогда к ВАМ не будет никаких претензий ни со стороны потребителей, ни со стороны общественников.
Руководитель портала "Правозащитник" Андросова Е.С.
|