28 марта, в зале коллегии Администрации
г.Ростова-на-Дону, состоялось заседание комиссии по защите прав потребителей, в
рамках которого проводился семинар для предпринимателей и хозяйствующих
субъектов города «Защита прав потребителей при оказании населению услуг
розничной торговли и общественного питания». В данном заседании принимали
участие члены комиссии, руководители и специалисты хозяйствующих субъектов,
специалисты Комитета по торговле и бытовому обслуживанию, отдела туризма и
защиты прав потребителей Администрации города.Конечно же, Региональная
общественная организация Союз поддержки и защиты прав потребителей по
Ростовской области «Правозащитник» не смогла обойти это событие стороной.
Вступительное слово директора
Департамента экономики г.Ростова-на-Дону Олега Викторовича Свистунова открыло заседание
и обозначило проблематику данного мероприятия, затем слово было передано
заместителю начальника отдела надзора за питанием населения управления
Роспотребнадзора по Ростовской области, Родионовой М.М. Маргарита Михайловна рассказала
о нарушениях Закона РФ «О защите прав потребителей» в сфере розничной торговли
и общественного питания, обнаруженных в ходе проверок специалистами управления
Роспотребнадзора.
Продолжая тему общественного питания,
комиссия предложила выступить Товмасян Артуру Хачатуровичу. Являясь генеральным
директором сети блинных «Вкуснолюбов», он на примере своего предприятия
рассказал об организации работы в данной сфере.
Но самый жаркий спор вызвало выступление
председателя «Правозащитника» Зинкова Г.М. После того как Геннадием
Михайловичем были оглашены результаты общественного контроля в г.Ростове-на
Дону, проводимого в период с 01.01. по 20.03.2013г, на него посыпалось огромное
количество вопросов из зала от предпринимателей, а на некоторых хотелось бы
заострить особое внимание, например:
Вопрос из зала:- Вот к нам приехала с проверкой какая-то общественная организация, не
предъявила никаких документов, даже направления, выданного самой организацией. Кто
они, сколько этих организаций? Мы ведь ничего не знаем. Они нам говорят- мы
будем вас контролировать, а кто должен контролировать их самих?
Зинков Г.М.:- Сейчас действительно появилось много различных общественных
организаций, сколько их я не знаю, но за своих представителей могу сказать
следующее: у них в обязательном порядке имеется пакет документов, куда входит
направление организации на определённый район или город, устав организации и
свидетельства о регистрации. Всё это вам могут предъявить по первому
требованию, а в остальных случаях могу посоветовать следующее: спрашивайте и записывайте
наименовании организации, фамилии проверяющих, потому как сейчас действительно
много жуликов, действующих с целью наживы, а о нас вы можете узнать в отделе
туризма и защиты прав потребителей г.Ростова-на-Дону.
Вопрос из зала:- И какие они имеют права?
Зинков Г.М.:- Они имеют право на осуществление общественного контроля (не путайте
с проверками контролирующих государственных органов), т.е. спросить у продавца
то, что имеет право спрашивать любой потребитель. В подсобные помещения, за
прилавки, они не имеют права заходить, а значит это те же потребители, только
грамотные. Да, в последствии, если нарушения не устранены, т.е. на самых
недобросовестных, мы можем составить контрольный лист и передать его в Роспотребнадзор
или суд для принятия решения, но самостоятельно применять штрафные санкции
организация не имеет права.
Вопрос из зала:- Мы ведь должны знать сколько этих организаций в Ростовской области? Это
же как-то должно доводиться до нашего сведения? Потому что я видел много таких
товарищей, и это очень неприятно, особенно если они ведут себя хамски.
На этот вопрос дала пояснение Н.И. Балакирева,
ведущий специалист отдела туризма и защиты прав потребителей города
Ростова-на-Дону: «Осуществлять
общественный контроль могут только те организации, которые зарегистрированы в
министерстве юстиции. На сегодняшний день это порядка 12-ти организаций. Поэтому
при появлении нежданных гостей вы, в первую очередь, должны спрашивать их
фамилии, а самое главное- наименование организации. Те организации, которые
работают с Администрацией города, имеют документы о принадлежности к данной
организации, но вы всегда можете позвонить на телефон нашей горячей линии и
узнать о них подробнее. Нужно добавить, что организации могут просить вас устранить выявленные
нарушения, могут вам предлагать заключение договора на оказание юридических
услуг- и это всё законно. Хотя, конечно, лучше всего отложить решение на другой
день, узнать об этой организации и тогда уже принимать решение».
«Не путайте проверку и общественный
контроль, это именно общественный контроль, а не карающий меч. К тому же, с
увеличением грамотности населения, число общественных организаций будет расти. Не
в геометрической прогрессии, но увеличится»- отметил Свистунов Олег Викторович.
В заключении были подведены итоги и,
учитывая социальную важность и актуальность поставленных задач, представителям
хозяйствующих субъектов, оказывающих населению услуги розничной торговли и общественного
питания, было рекомендовано в полном объёме выполнять требования Закона РФ «О
защите прав потребителей», соблюдать Правила торговли, с целью оказания более качественных
услуг.